Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей
Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Главная

О руководстве полетами, зонах воздушного пространства, радиообмене с экипажами воздушных судов.

15 октября 2021 года

Обеспечение полетов – комплексная работа большого количества специалистов, среди них штурманы, инженерно-технический состав, специалисты аэродромно-технического, радиотехнического, метеорологического, медицинского обеспечения. Но все же, самая главная группа – группа руководства полетами. Ни одно воздушное судно не может осуществить взлет или посадку без их разрешения, ни одна обслуживающая техника не может передвигаться по аэродрому без их согласия, ни один человек не приступает к работе на полосе или вертолетной площадке, прилегающих к ним территорий без их ведома. От точности действий руководителя полетами и его помощника зависит безопасность самолетов и вертолетов в небе, групп аэродромно-технического обеспечения на земле.

DSC 0707

  22 года в Хабаровском авиационно-спасательном центре МЧС России проходит службу в качестве руководителя полетами Уланов Дмитрий Борисович. А с учетом работы в гражданской авиации общий рабочий стаж его уже почти 30 лет. Как он сам признается, несмотря на опыт и выдержку, при руководстве полетами от напряжения с него все еще стекает пот.

Дмитрий Борисович, чем занимается руководитель полетами?

– Руководитель полетами – человек, который управляет воздушным движением, его контролирует. С помощью специальных технических устройств наблюдает за движением воздушных судов, анализирует и прогнозирует развитие обстановки в воздухе, находится на постоянной связи с экипажами. При этом под контролем одномоментно может находиться как одно воздушное судно, так и пять-семь, если, например, проходят учебно-тренировочные полеты разных ведомств, базирующихся на одном аэродроме.

Какими знаниями должен обладать руководитель полетами?

– Знания воздушной навигации, метеорологии, радиообмена – основа работы руководителя полетами. Так же мы обязаны знать тактико-технические характеристики всех типов базирующихся самолетов и вертолетов на аэродроме. Для чего это необходимо? Я обязан помочь экипажу, если при выполнении полета возникнет нештатная ситуация. В условиях стресса члены экипажа могут что-то упустить, забыть, моя задача - зачитать специальную инструкцию по действиям экипажа в особых случаях. При этом я должен не просто ее выучить, но и понимать, о чем идет речь.

– На аэродромах базируются разные организации, в каждой есть свой руководитель полетами. Вы осуществляет управление воздушными судами только своего ведомства?

– Нет, мы посменно несем дежурство на командно-диспетчерском пункте. Соответственно, управляем всеми воздушными судами, вылетающими в этот день или ночь, неважно кому они принадлежат.

– Дмитрий Борисович, с чего начинается рабочий день руководителя полетами, заступающего на смену?

– Если я заступаю в дежурную смену, то в первую очередь осматриваю территорию аэродрома на наличие посторонних предметов на взлетно-посадочной полосе и вертолетных площадках, проверяю подвижность плит, из которых они сделаны. То есть, убеждаюсь в готовности аэродрома к приему и выпуску воздушных судов. После это я ознакамливаюсь с метеорологической обстановкой, погодными условиями на период смены. Далее узнаю у авиадиспетчера план перелетов, проверяю, работают ли радиотехнические и другие средства связи. Зачитываю маркировку для объективного контроля, после чего начинаю непосредственную работу с экипажами воздушных судов.

- Как происходит взаимодействие с экипажами воздушных судов?

- Допустим, наш самолет Ан-74 готовится к вылету по задаче МЧС. Оказавшись в воздушном судне, экипаж запрашивают у меня сначала разрешение на запуск двигателей, затем на руление, и уже на непосредственный взлет. Находится со мной на связи путем радиообмена до выхода воздушного судна из зоны моего руководства.

Над каждым аэродромом установлена зона его воздушного пространства, которая определяется вертикальными и горизонтальными плоскостями. Руководитель полетами управляет воздушными судами только в своей зоне.

DSC 0471

Самолет Ан-74, оказавшись в небе, получает от меня схему выхода из нашей зоны, сообщает мне о своих действиях, о состоянии воздушного судна. Я наблюдаю за его передвижением с помощью индикатора вывода радиолокационной информации. Как только самолет выходит за пределы установленной зоны над аэродромом, переходит на управление уже другого руководителя полетами, чьи зоны попадаются ему на протяжении маршрута.

- В группе руководства полетами есть помощник руководителя полетами. Чем занимается он?

- Посадка самолета на полосу считается одним из самых сложных процессов, как для экипажа, так и для руководителя полетами, поэтому в период дежурства со мною находится помощник, отвечающий конкретно за зону посадки. Он контролирует сектор глиссады снижения судна, информирует экипаж о его местоположении по отношению к ней, о возможных отклонениях. Такое управление особенно необходимо, когда складывается сложная метеорологическая обстановка, и из-за снега, дождя экипажу не видно полосу.

- Дмитрий Борисович, почему в современном мире руководителя полетами не может заменить компьютер, который мог бы выводить экипажу на экран наличие других воздушных судов вблизи, предупреждать их о столкновении?

- Даже в наше время, когда многие процессы автоматизируются, руководителя полетами невозможно заменить компьютером. Да, экипаж вертолета или самолета может знать, что где-то неподалеку находится еще одно воздушное судно. Практически на всех воздушных суднах есть система, сообщающая о возможном столкновении. Но компьютер не может предугадать дальнейшие действия летчиков, предупредить их об аварийном снижении, нештатном отклонении от маршрута другого борта.

Полной обстановкой в небе, на аэродроме путем связи с экипажами и наземными службами владеет только руководитель полетами.  

 

Яндекс.Метрика